Охота с подсадными утками - старинная русская весенняя охота. Она берет свое начало с середины XIX века. В то время крестьяне, живущие в селах по берегам крупных и средних рек, разводили домашних беспородных уток. Проблем с ними не было, так как на реках работали многочисленные водяные мельницы, а потому утки имели возможность вдоволь кормиться зерноотходами. Весной во время половодья шел валовый пролет диких уток разных видов.
Охотились на них из шалаша, а в качестве приманок использовали наиболее крикливых домашних уток, которые получили название подсадных. Охота эта была очень добычлива и продолжалась с начала половодья в апреле и до конца мая. Добытых уток (в основном селезней, наиболее охотно идущих на зов домашних самок-сородичей) заготавливали впрок, а также в массе отвозили на рынки для продажи. Со временем лучших манных уток отсаживали и содержали отдельно, совершенно справедливо полагая, что они также дадут более крикливое потомство. Так возникли знаменитые тульские, воронежские, саратовские, семеновские и другие линии подсадных.
Охота эта приобретала все большую популярность, хотя долгое время оставалась чисто промысловой и «деревенской». Лишь в XX веке она получила спортивное, или любительское направление и приобрела много поклонников и специалистов этой «охоты для души». В конце пятидесятых годов начались гонения на весеннюю охоту и призывы к ее ограничению и даже полному закрытию. Такие полные запреты осуществлялись в отдельные годы, а в середине 60-х годов охота с подсадной была закрыта вовсе в большинстве областей России. Необоснованный запрет длился более 20 лет. Наконец в России были приняты новые правила охоты, и с 1987 года постепенно эту охоту стали открывать. К тому времени многие линии хороших подсадных уток были уже утеряны. В то же время в охотничьих хозяйствах широко практиковалось дичеразведение, и в питомниках имелось достаточное количество одомашненных крякв. Среди них и пытались отыскать подсадных с хорошими привлекательными для диких сородичей голосами. В то же время, некоторым энтузиастам все же удалось сохранить линии хороших племенных подсадных уток. В настоящее время эта охота имеет немало поклонников, и многие охотничьи хозяйства ее организовывают. Кроме того, поскольку во многих хозяйствах разрешена охота с подсадной без обслуживания егерем, многие охотники сами стали держать подсадных либо пользоваться подсадными, которых им предоставляют друзья и знакомые, живущие в сельской местности. Об азах этой охоты написано много. Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми ее нюансами.
Шалаш для этой охоты желательно установить заранее, хотя бы за 2–3 дня до начала охотничьего сезона. Но в период массового пролета, что бывает обычно в разгар половодья, каждый день возможна встреча с новыми, пролетными утками, а потому надобность в заблаговременной установке шалаша отпадает. Если охоту открыли достаточно рано и идет пролет, а селезни еще не обстреляны, можно сооружать шалаш и накануне охоты. Весенние селезни находятся в сильном брачном возбуждении и при наличии хорошо работающей подсадной подплывут на выстрел к новому незнакомому сооружению, если только шалаш не просвечивает и селезень не заметит в нем охотника. Не забывайте, что весной в пойме вода гуляет, а потому ежедневно шалаши приходится переносить либо на сухое (когда вода поднимается), либо поближе к воде (когда разлив спадает). Желательно, чтобы скрадок всегда стоял почти у самого уреза воды. Шалаш должен по цвету гармонировать с окружающей обстановкой. Некоторые охотники, и небезуспешно, строят на разливах шалаш из зеленого елового лапника. Например, известные охотники с подсадными братья Фокины в своих охотничьих публикациях всегда рекомендуют использовать такие шалаши, уверяя, что дикие селезни их не боятся. Я с этим не согласен. Такой шалаш при отсутствии затопленного леса, например, на лугу в пойме, резко выделяется. Конечно, глупые чирки, свиязи и широконоски к такому шалашу подсядут. А вот кряквы и шилохвости как более осторожные, будут побаиваться. Возможно, необстрелянные селезни, в первую очередь пролетные и молодые, подлетят к такому шалашу на зов хорошо работающей подсадной. Но если пролет закончился, местные селезни быстро поймут источник опасности. Они будут кружиться, но если и подсядут, то на приличной дистанции. Конечно, в открытых пойменных угодьях с редкими ивовыми кустиками и отдельными куртинами пожухшей травы материала для постройки плотного шалаша нет. В этом случае очень помогает военная маскировочная сеть. Она накидывается на заранее укрепленный каркас (остов), сооруженный из деревьев и веток. Желательно устроить такой шалаш у куста или, если есть возможность, у дерева. На той стороне, которая направлена к воде или к месту наиболее вероятной подсадки селезня, сетка не должна быть натянутой, а слегка провисать. В ее ячейки вплетаются пучки прошлогодней травы, пожухлой осоки, а если вы найдете оставшееся после зимы сено, это вообще удача. В последние годы в продаже появились переносные маскировочные скрадки с бойницами. Они очень удобны, легко складываются. Многие из них хорошо гармонируют с окружающими угодьями и издали напоминают куст или стожок сена. Селезни их не боятся. Нет проблем и с их переносом при изменении уровня воды.
Многие считают, что весной хорошая подсадная, особенно пара манных уток не требует использования чучел. Большинство практических руководств рекомендуют весной не высаживать много чучел: 1–2 достаточно. Чучела в большом количестве рекомендуют использовать только осенью. Моя практика показала, что это не совсем так. Подсадная может внезапно занестись и на время прекратить работать. Далеко пролетающие селезни, особенно в ветреную погоду, могут не заметить ее. Наконец, самое главное – другие виды уток (кроме кряквы) вовсе не обязаны реагировать на призывный крик подсадной, ведь для них кряква – чужой вид, и подсесть они могут разве что за компанию. Чучела же сигнализируют им, что это место кормно, безопасно, да и здесь возможна встреча с сородичами. Вот почему на разливах, в местах с хорошим обзором желательно высаживать чучела разных видов. Чем больше, тем лучше. Конечно, грубо сделанные резиновые чучела вряд ли привлекут внимание пролетающих птиц. Долгое время наши чучела, скорее напоминавшие резиновые калоши, чем плавающих уток, не оставляли охотнику выбора. Может быть, поэтому сложилось у нас отрицательное отношение к чучелам на весенней охоте? Омские резиновые чучела считались отличными, за ними гонялись, заказывали по почте. Теперь рядом с пластиковыми чучелами итальянского производства они смотрятся просто как пугала. В последние годы и в России стали делать пластиковые чучела разных видов уток на манер итальянских. При покупке чучел надо обращать внимание на то, чтобы краска на чучелах не блестела, иначе такие «приманки» будут отпугивать уток. После каждой охоты чучела надо протирать и просушивать, это касается, прежде всего резиновых чучел. Нельзя допускать, чтобы выставлялись мокрые чучела: они будут блестеть на солнце. Расставлять на воде чучела желательно по видам. К примеру, в одном месте поставить пару крякв (селезня и утку), в другом – пару шилохвостей, чуть в стороне – группу широконосок и свиязей. Больше всего надо сажать чирков-трескунков (5–6 птиц разного пола). Нырковых (гоголей, чернетей и красноголовых нырков) сажают также группой подальше, на глубине. Разумеется, высаживать надо наиболее массовые виды уток, обитающих в данный момент в вашей местности. Например, подмосковному охотнику нет смысла покупать чучела красноносого и белоглазого нырков, лутка, морянки, морской чернети, серой утки – видов, встречающихся крайне редко в средней полосе или вовсе нехарактерных. Утки не должны плавать очень кучно: плотная стая – сигнал опасности для пролетающих птиц. Они должны иметь вид рассеянно кормящейся группы. Все чучела должны быть достаточно далеко от подсадных, чтобы те к ним не могли бы подплыть и запутаться. Если скрадок со всех сторон окружает вода, подсадных и чучела можно разместить по разные стороны шалаша с тем, чтобы манные птицы вообще не видели чучела и не рвались к ним. При установке чучел на воде отставляют «окна» для стрельбы с тем, чтобы не повредить чучела выстрелом.
Подсадная утка, будучи по своей природе кряквой, привлекает своими криками селезней только своего вида. Другие подсаживаются за компанию. Утки не спариваются с селезнями других видов, хотя в условиях зоопарков это иногда случается. В природе же утиные гибриды – вещь исключительно редкая. Вот почему, как бы хорошо ни работала подсадная, чтобы надежно привлечь пролетающих селезней других видов, необходимо использовать как чучела, так и манки. Тогда охота для вас станет более увлекательной и интересной. Истинный охотник не будет пользоваться электронными манками. Он должен уметь сам грамотно пользоваться манками на разные виды уток. Раньше в наших охотничьих магазинах можно было купить лишь манки на крякву и чирка. Теперь ассортимент их очень большой, главным образом за счет импортных манков – американских, немецких и итальянских. Только помните, что в продаже бывают манки и на тех птиц, которые у нас не водятся, а российская этикетка может ввести вас в заблуждение. Например, под «манком на утку» вы запросто можете приобрести манок на древесную утку-каролинку, а «манок на чирка» окажется привлекательным только для американского синекрылого чирка, ничего общего не имеющего с нашим чирком-трескунком. Если вы охотитесь с хорошими подсадными, у вас должен быть набор манков на шилохвость, свиязь, хохлатую чернеть и чирков (свистунка и трескунка). Эти манки вполне можно отыскать в охотничьих магазинах. Чаще всего они имитируют брачные голоса самцов этих видов (ведь за рубежом в основном охотятся на зимовках и весенней охоты нет). Однако бывают и манки, имитирующие голоса самок. Помните, что голоса селезней весной тоже очень хорошо привлекают стайки пролетных уток. Манки надо хранить в специальных чехольчиках или коробочках и предохранять их от засорения. В шалаше коробочку держат открытой, чтобы в любой момент быстро взять нужный манок. Для этого нужно хорошо знать все виды уток и уметь определять их вид по голосу и шуму крыльев.
Подсадная должна напоминать и обликом, и размером дикую крякву. Некоторые породы подсадных – это маленькие изящные уточки с хорошими доносчивыми голосами. Но и среди крупных подсадных есть неутомимые крякуши с голосами приятного бархатного тембра. Вообще же хорошие подсадные бывают как среди крупных, так и среди мелких уток. Маленьких легче таскать в корзинке, особенно если до шалаша надо долго идти пешком. Крупные меньше мерзнут на воде в холодную погоду и не боятся волны. Рабочие качества подсадных индивидуальны и передаются по наследству. Потомство от диких крякв – чаще всего молчуны. Если хорошая подсадная на охоте спарилась с диким селезнем, ее дочери скорее всего будут посредственными работниками. Вот почему старайтесь не давать подсадным уткам спариваться с дикими селезнями. При выборе подсадных надо учитывать, что больше всего дикие селезни ценят уток с чистыми доносчивыми голосами приятного густого тембра. Также хороши утки с голосами среднего тона с легкой хрипотцой. Сиплые, очень хриплые или наоборот слишком высокие визгливые голоса не могут принадлежать добычливым подсадным. Есть утки с хорошими, но тихими голосами. Их очень плохо слышно в угодьях, особенно в ветреную погоду. Очень большое значение имеет характер призывного сигнала – «осадки». У хороших уток она короткая, 3-6 кряканий, с явным ударением на первом или втором слоге. Вообще же манера работа уток довольно индивидуальна. Оптимальная работа подсадной – это регулярно издаваемые кряканья – «квачки», а при появлении селезня – азартные «осадки». Однако есть утки, работающие только «по делу» – они редко подают голос без видимых причин, но «осаживают» в ответ на шварканье селезня, свист утиных крыльев или замечая пролетающих уток. С такими подсадными успешно охотиться можно только в богатых дичью угодьях. Есть подсадные, работающие осадкой на всех пролетающих над шалашом птиц – чаек, цапель и даже ворон. Они хорошо работают и по селезням, но охота с ними – сплошное напряжение нервов. Очень редко подсадные вообще не издают «осадок» и работают только «квачками». При виде летящих селезней, они лишь более азартно крякают, не учащая звуки до «осадки». И надо сказать, охоты с ними также были довольно удачными, так как они работали как заводные, независимо от времени суток, местности и наличия диких селезней. Наконец, бывают подсадные, которые работают только при виде человека. Сидишь в шалаше – они молчат, выглянешь – начинают работать. Таких подсадных нельзя допускать в племя. Если же вам попадется именно такая – меняйте тактику охоты. Вместо плотного шалаша, сделайте полуукрытие под деревом, в кусту, так чтобы подсадная была поблизости и видела вас. Такие утки хорошо работают, находясь в контакте с человеком. Однако в этом случае вам придется ограничиться предрассветными и вечерними сумерками, так как когда будет светло, селезень вас заметит. Впрочем, при охоте в затопленном лесу такая охота может быть успешна. Если есть возможность, надо высаживать две утки, лучше по разные стороны от шалаша. Во-первых, так надежнее: из двух хотя бы одна должна работать. Бывает, что одна утка лучше работает в начале охоты, другая – в конце, либо одна – вечером, другая – утром. Нередко одна утка из пары работает, а вторая помалкивает, но потом под воздействием подружки начинает отвечать ей и тоже начинает активно работать. Во-вторых, бывает, что утки были плохо подготовлены к охоте и боятся селезней. С такими утками охотиться вообще нельзя. Однако, они охотно отвечают на голоса самок и переговариваются друг с другом. В этом случае охота все же не пропадет. В-третьих, и это самое главное, охота с парой хороших подсадных очень эффектна и красива. Это настоящий концерт, когда обе утки, стараясь перекричать друг друга, осаживают пролетающего над шалашом селезня!
Стрельба весенних селезней из шалаша не представляет трудностей. Главное, охотнику нужно помнить следующие правила: – При стрельбе селезней с подсадной из шалаша лучше всего использовать дробь №7 из правого (нижнего) ствола и №6 или 5 – из левого (верхнего). – Дистанция стрельбы не должна превышать 35 метров. – При подсадке селезня нужно замереть и некоторое время не пытаться вложить ружье в плечо и прицелиться. Это неминуемо повлечет за собой взлет только что подсевшего настороженного селезня. Обычно ствол ружья даже в сравнительно большом шалаше приходится просовывать в бойницу и выставлять на некоторую длину из шалаша. Это самый ответственный момент. Заметив движение или отблеск, птица может вмиг сорваться и улететь. Поэтому эти манипуляции нужно проводить медленно и плавно. – Нельзя стрелять селезня, находящегося вблизи подсадной. Даже когда есть малейшее сомнение в том, что можно задеть подсадную, лучше не стрелять. Также поступают и когда селезень подсаживается в паре с дикой уткой. Если они рядом, стрелять нельзя. – В сумерках, когда нет уверенности, что подсевшая утка – самец, а не самка, надо воздержаться от выстрела. Также поступают, если подсела стая и птицы находятся близко друг от друга. – Нельзя стрелять по селезню через подсадную утку. – Не пытайтесь стрелять весной из шалаша влет. Соблюдение этих правил позволит вам получить настоящее наслаждение от одной из самых красивых весенних русских охот – с подсадной уткой на селезня.
There are no comments to display.
Please sign in to comment
You will be able to leave a comment after signing in
Sign In Now