Перейти к содержанию
  • Гость
    Гость

    Рассказ "О фотоохоте"

    Рассказ "О фотоохоте" Кажется, стать зоологом я мечтал всегда. Перечитал массу книг о животных. Любил рисовать и лепить фигурки, коллекционировал марки, на которых были изображены звери и птицы.

    Попалась в руки книги о жизни животных, состоявшие из одних фотографий. Снимки поразили меня. Захотелось во что бы то ни стало научиться делать такие же.

    Раз в то время я поступил в кружок юных биологов Московского зоопарка. Я мог наблюдать и фотографировать его жителей. Начал я с "Изменения-6", но для великопланових съемок этот аппарат малопригоден, и я перешел в «зеркалке» - «Зенита-ЗМ», что позволяет использовать сменную оптику. Несколько лет ушло на то, чтобы научиться, как говорят, « владеть фотоаппаратом ».

    А еще обитатели зоопарка научили меня терпению. Очень скоро я убедился, что снимать все без разбора бесполезно, что приходится, заняв лучшую для съемки позицию, терпеливо выжидать того единственного, время неожиданного, неповторимого момента, ради которого и производится съемка.

    Перейти к фотоохоте, к фотографированию птиц в природе мне помогла статья замечательных ленинградских ученых-орнитологов и фотоохотников Юрия Болеславовича Пукинский и Эмилии Николаевны Головановой, напечатанная в журнале «Советское фото» .

    В этой статье (называлась она «Птицы вокруг нас») подробно было рассказано о различных способах фотоохоты за птицами. Оказывается, есть три метода фотоохоты: съемка «с подхода», съемка из укрытия и съемка путем настораживание фотокамеры.

    Сначала я «охотился» исключительно «с подхода». Надо сказать, поведение фотоохотника при этом сильно напоминает поведение охотника с ружьем - тот же маскировочный наряд, те же осторожные повадки. Многокилометровые хождения по лесам , где летом твое терпение чувствуют комары, по лугам и полям, где буквально изнывает от жары, жажды и слепней-по болотам, в которых то и дело связать по колено в вязку жидкость, - все это роднит охотника и фотоохотника. Съемка «с подхода »позволяет получить фотографии любых птиц в любой момент их жизни. Однако, снимая таким образом, очень трудно бывает получить серию фотографий птиц в гнезд. Причина этого - и трусость птиц, и недостаточная освещенность гнезд - почти все птицы, а лесные особенно, устраивают гнезда в тени: или под прикрытием густых зарослей травы, или в гуще ветвей.

    Тогда на выручку приходит второй способ - съемка из укрытия. Для этого необходимо иметь небольшую палатку защитного цвета, которую лучше сшить самому из брезента, тонких одеял или другого материала. Палатка не должна иметь «дна», форма ее - прямоугольный параллелепипед, размеры - 180 х 80 х 160 сантиметров. Устанавливается она на четырех достаточно высоких, вбитых в землю кольях, стягивающих палатку по углам . Такая палатка удобна тем, что установка ее у гнезда занимает считанные минуты, а это имеет решающее значение. Чем скорее будет установлена ??палатка, чем меньше времени «рыться» человек около гнезда, тем больше шансов, что птицы вернутся на гнездо. Вот почему не стоит устраивать шалаш - ставить его надо сравнительно долго, и размеры его могут отпугнуть птиц.

    На каком расстоянии от гнезда лучше ставить палатку? Это зависит в первую очередь от того, насколько осторожная птица. А надо сказать, что птицы одного и того же вида и даже члены одной и той же пары очень часто совершенно по-разному реагируют на палатку. Одни из них не обращают на нее никакого внимания и даже продолжают спокойно кормить птенцов, когда в полуметре от гнезда стоит человек (такие, например, некоторые камышевки и Соловей), другие же (особенно дрозды) почти сразу бросают гнездо.

    Сам я, используя для таких съемок самый обычный объектив «Индустар-50» (с удлинительными кольцами) , всегда стараюсь установить палатку на минимально допустимом расстоянии от гнезда, чтобы птицы вышли, что называется, на полный кадр. Таким расстоянием в большинстве случаев оказываются 30-60 сантиметров. Следует отметить, что сразу так близко ставить палатку нельзя. Необходимо сначала приучить птиц к виду палатки - поставить ее в 4-5 метрах от гнезда-потом, если птицы привыкнут, передвинуть на 2 метра ближе, и только через несколько часов после этого, спрятавшись в палатку и убедившись, что птицы продолжают кормить птенцов, ее можно установить в «рабочее состояние».

    вот палатка установлена. Что делать дальше? Когда хозяева гнезда отлучат за очередной порцией корма, я быстро прорезают в стенке палатки щель так, чтобы она оказалась несколько выше гнезда, и устанавливаю на штативе внутри палатки фотоаппарат, объектив которого продвигали в щель и наставляю гнезда. Здесь оказывается, что гнездо во многих местах загорожен веточками или травинками.

    Сразу же хочется срезать все мешают веточки-ведь это так просто! Но - стоп! Если так сделать, то гнездо будет размаскировано, и после ухода фотоохотника любой хищный зверь или птица тут же разорит его. Как быть? Есть два пути. Или с помощью нитей или веревки оттащить за гораживающие гнездо ветки, не ломая и не срезая их, а после своего ухода все поправить а также дополнительно замаскировать гнездо большими ветвями, листьями, мхом. Или все-таки устранить мешающие веточки, но после этого вести съемки, а заодно и наблюдения до тех пор, пока птенцы не покинут гнездо (а делают они это обычно на 11-14-й день жизни).

    всегда выбираю второй вариант. А раз так, надо приготовиться к многодневной «лесной жизни». И вот, установив фотоаппарат, я берусь за постельные принадлежности: надувают резиновый матрас, на него кладу спальный мешок. Это нужно не только для удобства, но и для того, чтобы заглушить все мои движения. В рюкзаке, запихнуть в угол палатки, лежат запасы продовольствия, журналы, книги (лучшее средство от находит время скуки), тетради для записи наблюдений и, кроме того, именно незаменим - мазь от комаров

    Остается еще установить фотовспышки, крайне необходимы для подобных съемок. Лучше мощная вспышка типа «Луч», имеющий две лампы-рефлектора.

    Эти рефлекторы привязываются к вбитым в землю возле гнезда колышков. Расположение их так, что один рефлектор находится около объектива фотоаппарата, а второй - сбоку и немного сверху, на расстоянии 40-60 сантиметров от гнезда .

    После того как все установлено, я возвращаюсь в палатку, ожидая прилета хозяев гнезда, и привожу объектив на резкость, а потом ставлю диафрагму самую крайнюю отметку - 16, благодаря лица достигается максимальная глубина резкости. Пленка, которой заряженный аппарат, очень мелкозернистая. Это немецкая пленка чувствительностью 22 единицы. Ее низкая чувствительность компенсируется огромной мощностью вспышки.

    Вспышки необходимо во время дождя накрывать целлофановыми мешочками, иначе они пере-станут работать. Я в этом убедился на собственном опыте.

    Фотоохота можно проводить и в экзотических странах. Туры в Индию Сейч очень доступны, но там живут очень уникальные животные и птицы, ни в другой стране не встречаются
    < br /> Однажды летом, в середине июня, я завершал съемки в гнезда Соловьев - до вылета птенцов оставалось каких-то два дня. Неожиданно погода испортилась, налетела гроза, начался ливень. Мгновенно соловиний гнездо промокло насквозь. Но на птенцов уже села заботливая самочка, вся разрыхлена и нахмурился. Крупные капли дождя буквально покрывали птичку, и, чтобы не промокнуть, ей приходилось неоднократно подниматься и отряхиваться. Временами мокрый подлетал, похож на чертенка самец. Он приносил добычу. Увидев самца, сидит на птенцах самочка моментально вытягивала шею и, широко раскрыв клюв, начинала издавать какие-то тихие звуки хрипловатый-потом самец, вскочив на бортик гнезда и держа в клюве жирную гусеницу, наклонялся к самочке, и та сразу схватывала гусеницу за головку и обе птицы начинали тянуть добычу в разные стороны, пока она не разрывалась пополам-после этого самочка, держа в клюве половинку гусеницы, высоко поднимала на ногах и пятилась назад, открывая птенцов-е немедленно поднимали головы и, разинув ярко-желтые роты, принимались громко пищать, а самец при этом подскакивал к ним , и оба родителя бережно засовывали корм в их ненасытные глотки-потом самец улетал, а самочка опять садилась на гнездо защищать птенцов от ливня, все усиливался.

    Стремясь снять эти неповторимые моменты, я совсем забыл о вспышках . Я не сразу заметил, что снимаю «вхолостую», что затвор-то щелкает, а гнездо не освещается. Оказалось, вода проникла внутрь обоих вспышек, и они вышли из строя. Досада была огромна. Но с ней не могло сравниться то неописуемое отчаяние , которое ждало меня на следующий день.

    произошел тогда чрезвычайный случай. Утром я проснулся от какого-то шума. Угол палатки буквально трясет от стука, а в брезенте зияла довольно солидная дыра, в которой мелькал чей-то длинный острый клюв. Гостем оказался мой старый знакомый - самец большого пестрого дятла, дупло которого находилось неподалеку стволе ольхи, причем чрезвычайно низко - всего в полутора метрах от земли. Дятла этого я знал уже второй год, не раз фотографировал его за строительством дупла и во время кормления птенцов. Он отличался от всех остальных тем, что выдалбливали дупла очень низко от земли. И, кроме того, он был настоящим лесным разбойником: довольно часто он на моих глазах разорял гнезда гаичек и мухоловок-пеструшек.

    И вот сейчас этот самый субъект нагло долбит мою палатку! Дыра все увеличивается, и я пытаюсь прогнать дятла, просунув в эту дыру палец. Два мощных удара клюва, и палец рассечен почти до кости. Хамство дятла переходит все границы, и я легонько ударяю в место, где пристал дятел. Не тут-то было! Эта бестия продолжает злостно клевать руку даже сквозь брезент. Поддавшись любопытству, я сдаюсь: ведь, в конце концов, далеко т каждый дятел может удостоить фотоохотника столь завидной вниманием. А дятел, пожалуй доволен своей победой, издал победный крик и начал обследовать другую часть палатки.

    продолжал с интересом следить за его тенью, прыгает по брезента. Вскоре дятел ознакомился со всей палаткой, и тут случилось то, чего я никак не ожидал. Прокричав несколько раз свое «кик-кик», дятел внезапно взлетел вниз к разъему Соловьев, и схватился за стебель крапивы совсем рядом с гнездом, на котором в это время, обогревая птенцов, сидела самочка.

    Увидев дятла все перья ее поднялись дыбом. Птичка раскрыла клюв и, превозмогая страх, зашипела на вдвое превосходит ее по размерам пришельца. Тот в два прыжка достиг гнезда и с ходу сильно долбанул Соловиха клювом. Бедная птичка, не выдержав, слетела с гнезда и с отчаянными криками, распустив крылья и хвост, стала бросаться вокруг дятла. Тот, не обращая на это никакого внимания, приготовился расправиться с птенцы и уже успел-таки долбануть одного из них. Здесь же пришлось вмешаться мне, иначе результат был бы печальный .

    отпугнуть, дятел улетел, а мне осталось ругать себя последними словами за вчерашнюю оплошность. Ведь всю эту редкую сцену я понаблюдал в видоискатель фотоаппарата, но не мог сделать ни одного снимка. А снимать без вспышек половины пятую утра, да еще в пасмурную погоду, и мечтать, особенно если аппарат заряжен низкочувствительными пленкой.

    могла быть серия уникальных фотографий! сих пор перед глазами стоит картина: спущена, с раскрытым клювом, тяжело дыша - 4шоя от испуга, но защищает беспомощных птенцов самочка Соловьев, а наоборот, в нескольких сантиметрах, - уцепился за стебель крапивы большой пестрый дятел, злобно поглядывали на бесстрашную птицу ...

    Я хотел бы остановиться еще на одной детали. Иногда приходится иметь дело с крайне пугливыми птицами, например дроздами, которые часто бросают свои гнезда после вторжения фотоохотника с палаткой.

    В этом случае может выручить третий способ фотоохоты - съемка путем настораживание фотоаппарата возле гнезда, когда сам фотоохотников находится достаточно далеко от него. Здесь нужен дистанционный спуск затвора (простая и надежная конструкция описана в журнале «Советское фото» № 5 за 1969 год).

    Аппарат и дистанционный спуск должны устанавливаться в отсутствие хозяев гнезда. Аппаратуру нужно как можно тщательнее замаскировать сухими листьями, мхом и веточками.

    С помощью фотосъемки с настораживание становится возможным получить целый ряд поистине уникальных снимков некоторых птиц (дятлов, поползни, синиц) внутри дупел. Вот как мне удалось снять большого пестрого дятла, который забрался в дупло на ночлег.

    Дятлы, как известно, не зря выдалбливают весной не одно, а несколько дупел. После выведения птенцов и старые и молодые дятлы используют эти дупла для ночевок . Зная эту особенность, я и решил попробовать снять какого-то дятла внутри дупла. А кроме того, было еще и интересно узнать, как спит дятел: лежа на дне дупла или в вертикальном положении, прицепились к его стенкам.

    Я разыскивал в лесу дупла дятлов, запамятовував их расположения, а по вечерам возвращался и простукивал их, проверяя, в которых дуплах ночуют дятлы. Если дупло было занято, то при стуке о ствол с летка моментально высовывалась длинноклювая «рожа» птицы.

    Вскоре поиски увенчались успехом. Мне посчастливилось найти дупло, которое располагалось в лучшем для фотосъемки месте. Это был невысокий, сломанный ветром ствол осины, весь абсолютно гнилой и трухлявый. Дупло находилось у его верхушки. Лучших условий для подготовки дупла к съемкам следует и ждать.

    Наскоро сколотив небольшую лестницу, я взобрался на вершину ствола и, без труда продолбил сверху рыхлую «крышу», укрепил фотоаппарат и вспышка, нацелив их на дно дупла. К аппарату приладил дистанционный спуск. Когда все приготовления были закончены, осталось только тщательно замаскировать фотоаппарат и вспышка, забросав их сверху трухой, корой, мхом и листьями.

    Приближались сумерки. Убрав лестницы, я спрятался в густом ельнике, метрах в двадцати от "дерева. Полчаса пролетели незаметно. Неожиданно послышался характерный свист крыльев - и вот уже дятел быстрыми короткими прыжками движется вверх по стволу. Достигнув дупла, остановился, потом, как всегда, несколько раз постучал клювом по краю ячейки - не занято другой птицей - и, не заметив ничего подозрительного, забрался внутрь. Подождав некоторое время, я нажал, на спуск ...

    Несомненно, подобным образом можно снимать не только дятлов, но и многих других дупло гнездников.

    Мне хочется сказать тем, кто впервые имеет дело с фотографированием птиц: ни в коем случае не допускайте гибели гнезд птиц. Опасными для гнезд являются съемки из укрытия и с настораживание камеры, когда из-за малейшей неосторожности фотоохотника получается так, что или птицы сами бросают свои гнезда, или их гнезда после ухода фотоохотника разоряются воронами, сороками, сойки, различными хищными зверями и даже белками. Чтобы этого не произошло, старайтесь не снимать птиц в их гнезд в период насиживания яиц, когда хозяева гнезд очень пугливы и осторожны, а ждите вылупления птенцов, которых родители бросают значительно реже. И, наконец, последнее, очень важное условие: после съемок тщательно и правильно замаскируйте гнездо, чтобы оно не выделялось на окружающем фоне и не было заметно. Маскировка гнезда можно избежать, применяя, как я уже говорил, самый надежный способ защитить гнездо от хищников - не забирать палатку от гнезда, продолжать съемки до тех пор, пока птенцы не оставят гнездо. Способ этот хорош и тем еще, что после вылета птенцов открывается возможность получить серию очень интересных «семейных» снимков родителей с выводком, примостившийся на какой-нибудь веточке. И нет сомнения, что любой настоящий естествоиспытатель будет поступать именно так.

    Автор М. Штейнбах



    Авторизация  
    Авторизация  


    Обратная связь


    Комментариев нет



    Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать учетную запись

    Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

    Регистрация нового пользователя

    Войти

    Уже есть аккаунт? Войти в систему.

    Войти


  • Похожий контент

    • Гость
      От Гость
      Загонная охота на кабана в Дубровно (Беларусь). Выезд команды форума МООиР. Декабрь 2011 года.
       
    • Гость
      От Гость
      Охота с гончими – не только один из самых древних традиционных видов русской охоты, но и один из самых красивых. В литературе немало упоминаний об этом азартном и незабываемом виде отдыха, нередко можно встретить фразу «отправимся послушать гончих». И действительно, яркий и звучный голос гончей, одна из главных ее «профессиональных» характеристик, ласкает слух каждому охотнику. Основные качества собаки, которые делают охоту с русской гончей яркой и увлекательной, это полаз, мастерство, чутье, добычливость, паратость, послушание, вязкость, настойчивость и некоторые другие. Полазом называется поиск зверя до того, как он будет поднят, высоко ценятся самостоятельность собаки, ширина и глубина поиска. Добычливость определяет время от наброса до начала гона и зависит и от погодных условий, и от чутья, и от полаза, и от опыта собаки. Мастерство собаки – это умение вести гон, не терять след и быстро находить его на сколах, это выносливость и ровность гона. Вязкость собаки – умение гнать поднятого зверя, не отвлекаясь и не переключаясь на другого внезапно выскочившего. Характеристики гончей вырабатываются как чистотой породы, так и правильностью дрессировки и нагонки, не в последнюю очередь и опытом гончей.
    • Гость
      От Гость
      Охота с гончими – не только один из самых древних традиционных видов русской охоты, но и один из самых красивых. В литературе немало упоминаний об этом азартном и незабываемом виде отдыха, нередко можно встретить фразу «отправимся послушать гончих». И действительно, яркий и звучный голос гончей, одна из главных ее «профессиональных» характеристик, ласкает слух каждому охотнику. Основные качества собаки, которые делают охоту с русской гончей яркой и увлекательной, это полаз, мастерство, чутье, добычливость, паратость, послушание, вязкость, настойчивость и некоторые другие. Полазом называется поиск зверя до того, как он будет поднят, высоко ценятся самостоятельность собаки, ширина и глубина поиска. Добычливость определяет время от наброса до начала гона и зависит и от погодных условий, и от чутья, и от полаза, и от опыта собаки. Мастерство собаки – это умение вести гон, не терять след и быстро находить его на сколах, это выносливость и ровность гона. Вязкость собаки – умение гнать поднятого зверя, не отвлекаясь и не переключаясь на другого внезапно выскочившего. Характеристики гончей вырабатываются как чистотой породы, так и правильностью дрессировки и нагонки, не в последнюю очередь и опытом гончей.
    • Гость
      От Гость
      Охота с гончими – не только один из самых древних традиционных видов русской охоты, но и один из самых красивых. В литературе немало упоминаний об этом азартном и незабываемом виде отдыха, нередко можно встретить фразу «отправимся послушать гончих». И действительно, яркий и звучный голос гончей, одна из главных ее «профессиональных» характеристик, ласкает слух каждому охотнику. Основные качества собаки, которые делают охоту с русской гончей яркой и увлекательной, это полаз, мастерство, чутье, добычливость, паратость, послушание, вязкость, настойчивость и некоторые другие. Полазом называется поиск зверя до того, как он будет поднят, высоко ценятся самостоятельность собаки, ширина и глубина поиска. Добычливость определяет время от наброса до начала гона и зависит и от погодных условий, и от чутья, и от полаза, и от опыта собаки. Мастерство собаки – это умение вести гон, не терять след и быстро находить его на сколах, это выносливость и ровность гона. Вязкость собаки – умение гнать поднятого зверя, не отвлекаясь и не переключаясь на другого внезапно выскочившего. Характеристики гончей вырабатываются как чистотой породы, так и правильностью дрессировки и нагонки, не в последнюю очередь и опытом гончей.
    • Гость
      От Гость
      Охота с гончими – не только один из самых древних традиционных видов русской охоты, но и один из самых красивых. В литературе немало упоминаний об этом азартном и незабываемом виде отдыха, нередко можно встретить фразу «отправимся послушать гончих». И действительно, яркий и звучный голос гончей, одна из главных ее «профессиональных» характеристик, ласкает слух каждому охотнику. Основные качества собаки, которые делают охоту с русской гончей яркой и увлекательной, это полаз, мастерство, чутье, добычливость, паратость, послушание, вязкость, настойчивость и некоторые другие. Полазом называется поиск зверя до того, как он будет поднят, высоко ценятся самостоятельность собаки, ширина и глубина поиска. Добычливость определяет время от наброса до начала гона и зависит и от погодных условий, и от чутья, и от полаза, и от опыта собаки. Мастерство собаки – это умение вести гон, не терять след и быстро находить его на сколах, это выносливость и ровность гона. Вязкость собаки – умение гнать поднятого зверя, не отвлекаясь и не переключаясь на другого внезапно выскочившего. Характеристики гончей вырабатываются как чистотой породы, так и правильностью дрессировки и нагонки, не в последнюю очередь и опытом гончей.
×